Публикации СМИ
Популярные запросы
Публикации СМИ

По дорогам из фосфогипса

27 июня 2014
Саратовская областная сельскохозяйственная газета "Аграрные вести"
Строительство дорог – процесс длительный и очень дорогой. Именно поэтому руководители сельских муниципальных образований не могут решить одну из главных российских проблем – бюджеты поселений слишком малы, чтобы даже щебнем отсыпать внутрипоселковые трассы. Но на  самом деле существует технология, которая позволяет быстро, качественно и, главное, недорого, проложить проезды к фермам и другим хозяйственным постройкам, и даже соединить соседствующие села. Речь идет о строительстве дорог из фосфогипса. 
Этот материал известен не каждому. Потому – немного теории. Фосфогипс – вторичный ресурс, который образуется при производстве минеральных удобрений. Еще во времена СССР его успешно использовали для мелиорации солонцовых почв, в производстве цемента. Он и сегодня участвует в изготовлении строительных материалов, бумаги, пластмассы и стекла. Но из него получаются не только сыпучие и хрупкие материалы, но и монолитные дороги, которые могут служить от 10-ти до 50-ти лет, в зависимости от нагрузки и типа машин, которые будут по ним колесить. 
- Опытным путем установлено, - рассказывает заместитель директора по транспорту Балаковского филиала ОАО «Апатит» Николай Кольдюшов, - что дороги из фосфогипса выдерживают не только легковые автомобили, но и грузовики и даже под гусеничными тракторами не прогнутся. На нашем предприятии почти все дороги построены из фосфогипса: где-то его мы использовали в качестве традиционной «подушки» под бетон или асфальт, где-то – просто укатывали и оставляли в «чистом» виде.
Сотрудникам Балаковского филиала ОАО «Апатит» грех не пользоваться фосфогипсовыми дарами: предприятие производит минеральные удобрения и кормовые фосфаты, а вместе с ними и фосфогипс появляется на свет. Используют его не только на самом заводе: ежегодно тысячи тонн этого вещества отправляются в Волгоградскую, Самарскую, Ульяновскую и Оренбургскую области для нужд сельского хозяйства. Технологиями строительства фосфогипсовых дорог сотрудники предприятия делятся с соседями сельчанами. Фермеры села Быков Отрог, расположенного в 10-ти километрах от химического гиганта, уже давно и очень успешно пользуются советами производственников. 
- Мы делаем из фосфогипса не только дороги, но и калды на фермах выкладываем из него, - делится опытом представитель местного крестьянско-фермерского хозяйства Татьяна Чупахина. -  Поначалу мы об этом материале не знали ровным счетом ничего. Дорогу выложили, понаблюдали – неплохо. Потом пошли внутрь ферм. У нас коровы и свиньи начали фосфогипсовые плиты лизать. Мы снова стали переживать – что с ними будет после такой пищевой добавки. Но всё благополучно, ни одно животное не пострадало. Так что могу сказать, что для сельчан фосфогипс настоящее спасение. Он отлично чистится, не промерзает зимой, и потому скотине на нём не холодно. Но главное – это его цена. Он практически бесплатный. 
Беседа с Татьяной Чупахиной проходила во время выездного совещания, участниками которого стали фермеры, руководители сельских поселений Балаковского, Вольского, Марксовского, Ивантеевского и Пугачёвского районов Саратовской области. На предприятие заглянули и заместитель регионального министра промышленности и энергетики Владимир Белогородский, заместитель руководителя центра «Технопарк» Саратовского Государственного университета Сергей Коротковский.
- Фосфогипс может успешно использоваться при строительстве любых дорог, - заявил во время совещания главный инженер Балаковского филиала ОАО «Апатит» Евгений Шибанов. – У нас есть все технические условия на этот продукт. Можем сказать, что трассы, построенные с его помощью, ничем не уступают обычным. Но у них есть одно преимущество – они значительно дешевле, ведь фосфогипс исключает использование дорогого щебня. Для сравнения – тонна фосфогипса стоит 14 копеек, а щебня – около 1000 рублей. Можно покрывать «фосфогипсовую подушку» слоем асфальта, получится обычная дорога. Таким образом, кстати, построены трассы на новом предприятии «Северсталь - сортовой завод Балаково». Наши соседи забрали у нас на дорожные нужды порядка 15 тысяч тонн фосфогипса.
Сотрудники ЗАО «Аэроком»  (г. Москва) также неоднократно использовали фосфогипс при строительстве дорог. Причем не временных, а капитальных. На сегодняшний день по данному методу возведены трассы на многих современных объектах, в том числе на предприятиях «FM Logistic», «Евразия Логистик» (Московская область), заводах «Пежо» и «Ситроен» в Калужской области и многих других. Это и не мудрено, поскольку сейчас все стремятся экономить, а использование фосфогипса на 30% снижает расходы. И всё только потому, что материал полностью заменяет традиционные и более дорогие щебень и песок, при этом обладая более высокими эксплуатационными свойствами. Специалисты говорят, что фосфогипс Балаковского филиала ОАО «Апатит» обладает высокой прочностью, сравнимой с прочностью бетона марки 300. Причем год от года он становится только сильнее. Дороги не промерзают, не раскисают и служат долгие годы. Участникам совещания показали проезды, покрытые фосфогипсом уже 8 лет. По ним ходят трактора, «БелАЗы» и прочие грузовики. Но им всё нипочём. 
- Фосфогипс можно укладывать на любой грунт без предварительной его подготовки, что также значительно снижает затраты, продолжает давать пояснения директор по транспорту Балаковского филиала ОАО «Апатит» Николай Кольдюшов. – Но успеха можно добиться только в случае соблюдения нехитрой технологии укладки.
Все её тонкости участникам семинара показали на примере возводимой в Быковом Отроге дороги. Обычными «КамАЗами» (для доставки фосфогипса может использоваться любой самосвал) материал привозили на место, ссыпали и разравнивали. Делать это нужно пока фосфогипс еще тёплый и влажный. Сам процесс укладки материала нехитрый и не требует специальной техники. Правда, по словам людей опытных, лучше всего для этого дела использовать гусеничные тракторы, например, челябинского завода Т-170 или Т-130. Они имеют довольно длинную базу, и потому равномерно уплотняют слой. Кроме того, их ковши позволяют делать покатый профиль дороги, что очень полезно в случае, если предполагается укладывать асфальт. Не рекомендуется на первой стадии применять колесные тракторы типа «Беларусь» - они оставят колеи, которые потом будет трудно устранить. Так вот, после того, как первый этап преодолён, необходимо подождать сутки, и на следующий день выровнять начисто и… всё, можно ездить. 
Руководители сельских поселений – участники семинара – наблюдая за процессом только и успевали разводить руками. 
- Нам сегодня показали технологию, которая действительно может стать очень популярной среди сельчан, - заявила глава администрации Наумовского муниципального образования Балаковского района Раиса Логинова – Вы только представьте, сколько стоят  дороги из бетона, асфальтовые трассы. А здесь – 14 копеек за тонну,  и такой отличный результат. Конечно, мы обратим внимание на этот материал, уже думаем восстановить с его помощью пирсы, ну, и, конечно, дороги внутри сел сделать. Признаюсь, поначалу сомневалась – технология новая, мы с ней не знакомы. Но сегодня, после того, как всё увидела своими глазами, да еще и с коллегой пообщалась, которая уже давно «знакома» с фосфогипсом, все страхи исчезли. Очень хороший материал, который будет полезен не только сельским жителям, но и, например, дачникам, в кооперативах которых с дорогами тоже всё неблагополучно.  
А саратовские учёные добавили свой «плюсик» в поддержку фосфогипса  - у них есть разработки, которые позволяют получать из фосфогипса дешевый и доступный материал, аналог асфальта. Он, по их словам, сделает трассы устойчивыми и неуязвимыми в течение десятков лет.