Публикации СМИ
Популярные запросы
Публикации СМИ

Кризис преодолеем вместе

20 февраля 2015
Парламентская газета
Скидки производителей сделали удобрения доступными для аграриев
В ходе Всероссийского агрономического совещания в Минсельхозе 11 февраля обсуждались меры по поддержке российских аграриев в современных сложных экономических условиях. И одним из вопросов было обеспечение аграриев минеральными удобрениями. Прокомментировать ситуацию читателям "Парламентской газеты" согласился участник совещания генеральный директор ООО "ФосАгро-Регион" - одного из основных поставщиков минеральных удобрений на российский рынок - Сергей Пронин. 
- Сергей Александрович, можно вас поздравить - возглавляемая вами компания стала лидером по поставкам удобрений российским аграриям в 2014 году.
- Это действительно так. И это притом что у нас очень небольшой объем аммиачной селитры собственного производства - самого востребованного удобрения в России. Хочу подчеркнуть, что отечественный рынок всегда будет приоритетным для компании "ФосАгро". 
- Как сейчас, в сложных экономических условиях, чувствует себя компания?
- Все мы сегодня в непростых условиях. Наши клиенты, аграрные хозяйства, не исключение. Дело в том, что для поддержания экономического баланса участников рынка и рыночного уровня цен стоимость удобрений для отечественных аграриев формировалась на основе цен мирового рынка - за основу брался экспортный паритет. Когда мировые цены падали, падали и внутренние цены, что было выгодно аграриям. Рост курса доллара привел к тому, что и рублевые цены на удобрения значительно выросли. В этих условиях была предложена инициатива о предоставлении сельхозтоваропроизводителям скидки на минеральные удобрения в размере от 15 процентов до 20 процентов от уровня цены продаж на внешний рынок. В декабре 2014 года состоялось совещание Минсельхоза и Минпромторга России, где эта инициатива была поддержана. Мы строго придерживаемся этих принципов.
Мы планируем и дальше работать над расширением своей товаропроводящей сети, расширением ассортимента предложения и улучшением уровня сервиса. Эта работа направлена на то, чтобы сделать удобрения доступнее для потребителей.
- Насколько достаточен тот уровень скидки, о котором договорились в декабре прошлого года?
- По состоянию на начало февраля скидки на фосфорсодержащие удобрения составляют около 20 процентов, а по аммиачной селитре - около 30 процентов. Дальнейшее снижение цены по отношению к уровню экспортного паритета объясняется высокой конкуренцией производителей и уровнем платежеспособного спроса. Я хочу особенно это подчеркнуть. Внутренний рынок минеральных удобрений характеризуется предельно высокой конкуренцией. Здесь ведется сражение за каждого потребителя. И конкурируют друг с другом сильные компании, такие как "ФосАгро", "Акрон", "Еврохим", каждый день вынужденные доказывать свою эффективность на мировом рынке, где им приходится конкурировать с ведущими мировыми производителями.
Высокая конкуренция эффективных компаний - лучшая гарантия того, что покупатели удобрений получат продукцию по максимально возможным низким ценам. И хороший уровень спроса - лучшее доказательство того, что цены находятся на приемлемом уровне. 
- Действительно, насколько платежеспособный спрос сейчас отличается от ситуации начала прошлого года?
- За январь и первую декаду февраля мы в текущем году продали удобрений примерно на 9 процентов меньше, чем в прошлом. А 2014 год, я напомню, был для нас рекордным. Уровень продаж показывает, что с учетом предоставляемых скидок аграрии считают цены на удобрения приемлемыми. Сейчас не приобретают удобрения те хозяйства, которые рассчитывали на привлечение кредитных ресурсов. Их в нынешней ситуации, боюсь, никакая скидка не устроит, и вопрос лежит исключительно в плоскости доступности кредитных ресурсов. Действенной мерой будет компенсация процентов по кредитам. Знаю, что такая мера обсуждается - и если она будет реализована, потребление удобрений будет на уровне прошлого года. Можно также увеличить погектарную поддержку, ввести меры по субсидированию средств химизации и средств защиты растений.
- Насколько цены на удобрения влияют на цену конечного продукта?
- Доля удобрений в итоговой себестоимости сельхозпродукции не превышает 10 процентов. К примеру, затраты на ГСМ, приобретение семян и средств защиты растений сопоставимы с затратами на удобрения. А затраты на фонд оплаты труда и приобретение и обслуживание техники существенно выше. С учетом скидок удобрения дорожают не более чем на 10 процентов по отношению к реальным ценам прошлого года. В то же время цена сельхозпродукции растет значительно более высокими темпами. А продукты в магазинах дорожают просто космическими темпами по сравнению с удобрениями.
- На совещании в Минсельхозе, в котором вы принимали участие, обсуждались разные меры поддержки сельхозтоваропроизводителей, в том числе увеличение скидки и введение экспортных пошлин. Как вы оцениваете эти предложения?
- Увеличение скидок, наверное, можно и нужно обсуждать с производителями. Но необходимо учитывать, что практически все производители реализуют крупные инвестиционные проекты и брали для их реализации валютные кредиты. Нельзя помогать одной отрасли экономики, вгоняя в убытки другую. Нужен баланс. Введение экспортной пошлины я считаю мерой абсолютно неоправданной и контрпродуктивной. 
- Что будет с внутренним рынком удобрений после введения пошлин?
- Введение пошлин вряд ли повлечет увеличение поставок на внутренний рынок. Производители удобрений в этой ситуации вынуждены искать возможности обслуживать кредиты и завершать инвестиционные проекты и для этого компенсировать выпадающие доходы. Не исключено, что некоторые предприятия будут вынуждены остановить модернизацию, а кто-то поднимет цены для внутреннего рынка. Если, согласившись на предоставление скидок, производители рассчитывали покрыть выпадающие доходы за счет прибыли с внешнего рынка, то теперь получается, что доходность уменьшится и на внутреннем рынке, и на внешнем. В этих условиях, чтобы сохранить объем необходимых капиталовложений в поддержание производственных мощностей, производители будут бороться за каждый рубль, чтобы собрать необходимые денежные средства для погашения кредитов, выплаты заработных плат рабочим, внедрения новых технологий и развития мощностей. Не исключено, что объем экспортируемых удобрений только увеличится, так как заработать эти деньги на внутреннем рынке просто физически невозможно.
- Но тем не менее допустим, экспортные пошлины ввели… - Думаю, что пострадают и производители удобрений, и аграрии. Поставки на внутренний рынок могут сократиться, а цены вырасти, производители будут минимизировать капитальные вложения и сворачивать инвестиционные проекты. В итоге отрасль снова будет терять свою конкурентоспособность на глобальном рынке.
- В начале интервью вы отметили, что не собираетесь сворачивать планы по дальнейшему развитию компании. Раскройте подробности.
- Мы планируем расширить нашу товаропроводящую сеть в Башкирии, Татарстане, Мордовии, Московской и Воронежской областях, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. Будем активнее работать в тех регионах, где у нас уже сильные позиции - в Центральном и Южном федеральных округах, Поволжье. Буквально в январе, несмотря на непростую экономическую ситуацию, мы приобрели еще одну сбытовую базу в Краснодарском крае. Продолжим реализацию начатой два года назад программы модернизации складских и фасовочных мощностей и приобретения современной эффективной погрузочной техники. Словом, будем работать над упрочением позиции лидирующего поставщика минеральных удобрений.