В Балаковском филиале ОАО «Апатит» состоялось рабочее совещание, участники которого обсудили возможности строительства сельских дорог из фосфогипса. Его участниками стали президент Саратовского государственного университета Леонид Коссович, заместитель руководителя Инновационного центра «Технопарк» Саратовского государственного университета Сергей Коротковский, руководители дорожно-строительных предприятий региона.
Вопросы использования фосфогипса в дорожном строительстве в последнее время находятся под пристальным вниманием, как правительства Саратовской области, так и научного сообщества региона. В частности, этой теме было посвящено заседание Экспертного совета по инновационной деятельности, которое состоялось 30 мая 2014 г. в Саратовском государственном университете. Кроме того, в начале июня специалисты Балаковского филиала ОАО «Апатит» демонстрировали технологию строительства таких дорог перед главами муниципальных образований области.
И вот – новая встреча, в ходе которой гостям были продемонстрированы дороги, уложенные с использованием фосфогипса, как на территории предприятия, так и в близлежащем селе Быков Отрог.
Одна из дорог в Быковом Отроге построена в качестве экспериментальной еще в 2007 году по проекту ООО «СНПЦ РОСДОРТЕХ». В ходе строительства были определены технические условия использования фосфогипса в дорожном строительстве, согласованные ОАО «СОЮЗДОРНИИ» и Московским автомобильно-дорожным государственным техническим университетом. В течение пяти лет специалисты лаборатории генезиса и мелиорации солонцов Почвенного института им. В.В. Докучаева Россельхозакадемии проводили мониторинг возможного воздействия фосфогипса, использованного при строительстве дороги, на окружающую среду. По результатам мониторинга неблагоприятного воздействия фосфогипса на прилегающие почвы учеными не выявлено.
Об этом рассказал в своем выступлении на рабочем совещании заместитель начальника технического отдела Балаковского филиала ОАО «Апатит» Николай Бобрышев. Он привел красноречивые факты, свидетельствующие о том, что фосфогипс является признанным материалом для дорожного строительства. Начиная с 80-х годов, сотни километров таких дорог построены в Московской и Ростовской областях России, в Литве, Украине, Средней Азии.
Трассы, построенные с использованием фосфогипса, ничем не уступают обычным, но при этом значительно дешевле, ведь фосфогипс исключает использование дорого щебня, тонна которого стоит порядка тысячи рублей. Тонна фосфогипса производства Балаковского филиала ОАО «Апатит» стоит всего 14 копеек. Если учесть, что в сметах дорожного строительства именно стоимость материалов составляет порядка 70 процентов, то экономическая выгода налицо.
Президент Саратовского государственного университета Леонид Коссович подчеркнул, что в ходе этого рабочего совещания обсуждаются вопросы, имеющие поистине государственную важность.
- С открытием Инновационно-технологического центра СГУ мы тесно работаем с реальными производителями и уникальными материалами, - отметил Леонид Юрьевич, - В этом направлении есть весьма перспективные разработки, в частности разработаны новые составы, технологии и способы устройства оснований дорожных одежд, обладающих рядом преимуществ: низкая себестоимость; простота технологии устройства оснований дорожных одежд; длительный срок эксплуатации. Известно, что саратовское предприятие ООО «Стройкомплект» намерено построить завод по выпуску гипсокартона и пазогребневых плит. Так же предприятие запланировало построить комплекс производительностью до 300 тыс. тонн в год по производству фосфогипсового вяжущего из фосфогипса с использованием технологий, разработанных СГУ. Данный материал - фосфогипсовое вяжущее - будет эффективно применяться в дорожном строительстве, что позволит создавать дорожные основания с более низкой себестоимостью по сравнению с существующими технологиями и более высокими прочностными характеристиками. Это особенно актуально в связи с принятой Правительством Российской Федерации федеральной целевой программой «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», которая подразумевает и строительство сельских дорог. Но эта работа потребует дополнительной нормативной документации и поддержки в решении данного вопроса со стороны Балаковского филиала ОАО «Апатит».
Заместитель руководителя Инновационного центра «Технопарк» Саратовского государственного университета Сергей Коротковский в своем выступлении рассказал о разработках СГУ в области создания фосфогипсовых вяжущих, полученных из фосфогипса, а также модификаторах, увеличивающих прочность материалов вдвое. Рассмотрена возможность применения модификаторов в устройстве оснований дорожных одежд с применением фосфогипсового вяжущего. Применение новых технологий и способов в дорожном строительстве может значительно увеличить срок их эксплуатации без капитального ремонта. Информация Сергея Алексеевича вызвала живой интерес участников совещания, лишний раз подтвердив тот факт, что фосфогипс является перспективным материалом, и вопрос его широкого использования – лишь вопрос времени.
Директор Балаковского филиала ОАО «Апатит» Алексей Грибков в завершение рабочего совещания отметил, что работа в консорциуме с вузами Саратовской области является одной из первоочередных задач предприятия в плане реализации инновационных направлений.
- Авторитетное мнение научного сообщества региона по вопросам использования фосфогипса – в дорожном строительстве, сельском хозяйстве, цементном производстве, изготовлении гипсовых вяжущих – крайне ценно для нашего предприятия, - отметил Алексей Борисович. - Деятельность Инновационно-технологического центра Саратовского государственного университета в разработке прогрессивных технологий, использовании новых материалов, его открытость, стремление к продуктивному сотрудничеству с производственниками заслуживает самой высокой оценки. Заверяю, что предложения саратовских ученых обязательно будут обсуждаться на уровне руководства нашей компании «ФосАгро», в состав которой входит Балаковский филиал ОАО «Апатит».
Стоит добавить, что в Балаковском районе с 11 августа проводились дорожные работы на одном из участков трассы Балаково-Ершов (на подъезде к селу Большой Кушум), в ходе которых фосфогипс использовался в качестве основы дорожного полотна. Фосфогипс в процессе укладки и схватывания образует монолитную плиту, которая сверху покрывается слоем асфальтовой крошки. Длина экспериментального участка – около одного километра. Доставка фосфогипса к месту укладки (а это 35 км) велась за счет Балаковского филиала ОАО «Апатит».
Как отметил главный инженер ГБУ "Дирекция автомобильных дорог" Михаил Шалыганов, таким образом исполняется поручение министра транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области Николая Чурикова по изучению возможности использования фосфогипса в дорожном строительстве. Будет проводиться мониторинг экспериментального участка дороги с использованием фосфогипса в качестве основы, и уже весной 2015 года, при положительных результатах, возможно решение о его массовом использовании.