В АО «Апатит» (группа ФосАгро) состоялся тендер на реализацию масштабного проекта по строительству на Восточном руднике комплекса конвейерной доставки вскрышных пород в отвал.
Проблему высокой себестоимости открытой добычи начали обсуждать ещё в 2012–2013 годах и пришли к выводу, что выходом из ситуации может стать организация конвейерной доставки вскрыши вместо дорогостоящей транспортировки самосвалами. В 2013 году приступили к разработке технического задания, предложили его рассмотреть фирмам – потенциальным участникам планируемого конкурса.
Представители почти 10 компаний из разных стран побывали на «Апатите», чтобы оценить объём работ на месте, провести переговоры с технологами, специалистами служб главного энергетика, главного механика. На итоговый тендер вышли 7 компаний. У каждой из них были свои преимущества, но лучшими по большинству параметров были признаны немецкие ThyssenKrupp Industrial Solutions и Engineering Dobersek GmbH. Из двух финалистов победителем конкурсная комиссия определила фирму ThyssenKrupp Industrial Solutions.
Она предложила все услуги в комплексе без привлечения партнёров. У неё очень большой референс-лист: много произведено по миру, установлено и действует конвейерных, дробильных комплексов, отвалообразователей. Эта компания зарекомендовала себя крупнейшим проектировщиком и производителем оборудования «под ключ». Их документация наиболее полно соответствовала техническому заданию компании «ФосАгро».
Предварительно ThyssenKrupp пригласила специалистов «ФосАгро» на уже введённые в эксплуатацию объекты в Эстонии, Норвегии, Болгарии. Инженеры предприятия смогли увидеть, как выстроена работа таких комплексов – дробильные установки, конвейеры, как построены переходы через железную и автодороги, перемещение на отвале отвалообразователя, формирование отвала.
Также преимуществами предложения этой компании стало то, что система подачи и доставки вскрыши будет состоять всего из двух конвейеров, высота укладки штабеля отвала выше, чем у конкурентов, а дробильного комплекса – ниже на 6,3 метра. Это поможет сэкономить при строительстве путей к загрузочному бункеру дробилки, а также дальнейшей её эксплуатации. Кроме того, в целом проект максимально выгодный с точки зрения энергоэффективности.
Что касается технической стороны проекта, то на отметке 280 метров Коашвинского карьера будут располагаться основание дробильного комплекса и заезд на разгрузочный пандус. Туда самосвалами будут доставлять вскрышу, скальную и моренную массу. После дробления масса пойдёт до места назначения своим ходом, потом попадёт на конвейер длиной 3480 м и транспортируется на вновь образованный отвал № 4. Там произойдёт перегрузка на конвейер отвалообразователя, подача на стрелу и разгрузка, формирование штабеля высотой до 50 метров.
- Реализация проекта позволит снизить себестоимость добычи руды за счёт сокращения работ по транспортировке вскрыши, выполняемых самосвалами, и увеличить объёмы добычи руды на Восточном, то есть, по сути, продлить жизнь рудника, - пояснил технический директор АО «Апатит» Александр Калугин. - В ближайший месяц будут заключены договоры, и начнутся предварительные работы. Впереди два года на изготовление оборудования, стройку, подготовку трассы под конвейер, площадок под установку дробильного комплекса и отвалообразования. Действовать комплекс должен начать с середины 2017 года.