Москва. 22 июля 2020 года. Технология строительства дорог с применением фосфогипса производства Балаковского филиала АО «Апатит» (Группа «ФосАгро») внесена в Справочник Международной ассоциации производителей минеральных удобрений (IFA) по лучшим практикам применения фосфогипса в разных областях.
В Справочнике обобщен успешный мировой опыт применения этого материала компаниями из Бельгии, Бразилии, Индии, Казахстана, Канады, Китая, Марокко и России.
«Это второе издание Справочника по лучшим практикам применения фосфогипса в разных областях, - рассказал заместитель руководителя аппарата генерального директора ПАО «ФосАгро», советник генерального директора АО «Апатит» Борис Левин. - И в отличие от первого издания, которое вышло в свет в январе 2016 года, в актуальной редакции Справочника опыт применения фосфогипса дорожного нашёл развёрнутое отражение. Это безусловное признание правильной и глубокой проработки всех аспектов применения фосфогипса: научно-методических, экологических, практических, эксплуатационных».
Перед публикацией в справочнике предоставленные материалы прошли тщательную экспертизу специалистов IFA. По запросу IFA были подготовлены дополнительные материалы, рассмотренные на специальной рабочей группе. В результате статья была одобрена к публикации в полном объёме. Всего, в разделе «Лучшие практики применения фосфогипса в дорожном строительстве» представлено 2 наработанных технологии: российская, которая успешно применяется в Саратовской области, и марокканская.
«Отечественная технология имеет одно явное преимущество - экологическую безопасность фосфогипса, произведённого Балаковским филиалом АО «Апатит» из апатитового концентрата, добытого в Мурманской области, который относится к числу наиболее чистых сырьевых ресурсов. На этот важный аспект обратили внимание эксперты рабочей группы IFA. Экологическая безопасность фосфогипса дорожного Балаковского филиала АО «Апатит» отражена в опубликованном в Справочнике материале. Кроме того, на практических примерах показана и экономическая эффективность применения фосфогипса, и удешевление строительства дорог», - заключил Борис Левин.
Представленная в Справочнике технология строительства дорог с применением фосфогипса дорожного была разработана в рамках соглашения, заключённого ФосАгро с Саратовским Государственным университетом им Н.Г. Чернышевского в 2015 году. Проведен полный комплекс исследований материала, оценка физических свойств и экологической безопасности, разработана технология его применения в дорожном строительстве. Результатом работы стал Стандарт организации строительства дорог с применением фосфогипса Балаковского филиала АО «Апатит». Этот документ был утверждён в декабре 2016 года Федеральным дорожным агентством Росавтодор. В нём чётко прописаны варианты устройства основания полотна автомобильных дорог из фосфогипса дорожного. Кроме того, в Стандарт включены все заключения, в том числе и экологические (безопасность материала подтверждается результатами трёх независимых экспертиз), а также дана характеристика самого материала и дорог, построенных с его использованием. На сегодняшний день ФосАгро - единственная компания в России, обладающая полным пакетом разрешительных документов на использование фосфогипса дорожного в дорожном строительстве.
Основание из фосфогипса несравнимо прочнее (до 6 раз) и дешевле (в среднем на 30%) того, в котором используются песок и щебень. А максимальная выгода (до 100 %) от применения фосфогипса проявляется при строительстве дорог 4-й и 5-й категорий. То есть региональных, поселковых, внутригородских, местных дорог. Поэтому эксперты видят в применении этой технологии возможность создания преимущественных условий для развития региональной дорожной сети. Важным преимуществом применения фосфогипса дорожного является замещение природных материалов, прежде всего, фракционированного щебня и песка.
В Саратовской области по разработанной технологии уже построено более 180 тысяч м2 дорог. Все они показали высокие эксплуатационные характеристики, находятся в хорошем состоянии и используются в течение длительного времени без капитального и ямочного ремонтов.
«В данный момент мы занимаемся созданием ещё одного материала – фосфогипса дородного обезвоженного, - рассказал начальник отдела инжиниринга и промышленного дизайна СГУ им. Н.Г. Чернышевского Сергей Коротковский. - Его можно будет применять на достаточно удалённых участках от места производства. Сейчас фосфогипс перевозить на дальние расстояния в жаркую погоду затруднительно, он «схватывается». Хотя весной у нас был опыт отправки фосфогипса дорожного в Калужскую область в биг-бэгах. Эксперимент оказался удачным – материал сохранил свои свойства и мог быть использован в течение двух недель».
Обезвоженный фосфогипс дорожный можно будет перевозить на ещё большие расстояния и использовать в течение года. Он будет также востребован при строительстве дорог различных категорий, укрепления оснований на участках с высоким залеганием грунтовых вод и в болотистых местностях. Кроме того, ведется работа над внесением изменений в Стандарт организации дорог с использованием фосфогипса. Изменения нацелены на расширение сферы применения материала - не только в дорожном строительстве, но и в технологии ресайклинга (укрепления или стабилизации грунтов), строительстве оснований.